Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

статья 5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 4 г. Пушкино Пушкинского муниципального района

 

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника.

 

Педагогическая технология                                                                                                                                                             

                    Учитель английского языка

                  Пронина А.А. 

              

 

 

                      Г.Пушкино     2016 год

 

 

   Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников.

Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу ?

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

Успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личностью и результатами ее деятельности.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Выделяют несколько основных типов ситуации успеха: неожиданная радость, общая радость,радость познания.

 

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания.С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива.Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

 

-    прием “Эврика”.

-    Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

 

 

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций: снятие страха,

внесение мотива,  мобилизация активности или педагогическое внушение,  высокая оценка детали.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть  изолированность и пассивность.

Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

Ни один ребенок не приходит в школу неудачником.  Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Последним типом ситуации успеха является радость познания.

Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

 

справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания.  Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя.

Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.

При попытке понять, как развивается мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Было показано, что у человека с достижением  успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции формируются в ведущих для детей данного возраста видах деятельности: для дошкольников – в игре, а у младших школьников – в обучении.

 

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:

1.               Снятие страха - помогает преодолеть неуверенность в собственных силах,боязнь самого дела и оценки окружающих.

2.               Авансирование успешного результата - помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силы и возможности.          

3.      Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности - помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

4.      Внесение мотива - показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

5.      Персональная исключительность Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

6.      Мобилизация активности или педагогическое внушение - побуждает к выполнению конкретных действий.

7.      Высокая оценка детали - помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а  какой-то его отдельной детали.

 

Некоторые приемы работы на уроках английского языка.

 

Использование песен на изучаемом языке очень эффективно. Например, чтобы лучше запомнить формы глагола tobe, можно с ребятами спеть песенку

.
I am, heis, sheis, itis, weare, youare, theyare.

Благодаря использованию песен ребята приобщаются к культуре страны изучаемого языка, при работе с песней создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ребенка, ибо песня стимулирует образное мышление и хороший вкус.

Песню можно использовать:

·         для фонетической зарядки на начальном этапе урока;

·         с целью отработки звуков и интонации;

·         на этапах введения и закрепления грамматического материала;

·         при работе над аудированием.

Пение на уроках английского языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.

 

Нужно стараться давать детям такие задания на уроках, которые стимулировали бы их творческое мышление, например: ребусы, головоломки, чайнворды и так далее.

 

Приведу примеры заданий.

 

1.Образуйте новое слово:

 

1) из названий двух предметов, представленных на рисунках, составится новое слово (bookshelf);

http://festival.1september.ru/articles/609700/Image6661.gif

<Рисунок 1>

2) если над рисунком помещена какая-либо буква, ее нужно включить в слово так, чтобы получилось другое слово (three);

http://festival.1september.ru/articles/609700/Image6662.gif

<Рисунок 2>

 

3) если над рисунком обозначена зачеркнутая буква, ее надо исключить, а если рядом с зачеркнутой буквой помещена другая, то она заменяет зачеркнутую (big);

http://festival.1september.ru/articles/609700/Image6663.gif

<Рисунок 3>

 

4) к букве (или буквам) присоединяется название предмета.

Получается новое слово (that);

http://festival.1september.ru/articles/609700/Image6664.gif

<Рисунок 4>

 

5) если перед рисунком или цифрой изображена запятая, то первая буква в названии предмета или обозначении (словом) цифры исключается. Если запятая обозначена справа от рисунка, то не прочитывается последняя буква в названии предмета(in);

http://festival.1september.ru/articles/609700/Image6665.gif

<Рисунок5>

6) если изображены два предмета один в другом, то нужно помнить о предлоге in (wind, sing).

http://festival.1september.ru/articles/609700/Image6666.gif

<Рисунок6>

2. Прочитав, последовательно буквы на каждой ступеньке, вы узнаете новую английскую пословицу. Стрелка показывает, от какой буквы следует начинать. (Everydoghashisday – Будет и на нашей улице праздник).

http://festival.1september.ru/articles/609700/Image6667.gif

<Рисунок 7>

 

 

 

3. Восстановите порядок слов вопросительного предложения.

Затем ответьте на вопрос.
Likeyoutodoaskquestions?
(Doyouliketoaskquestions?)

Постепенно дети сами начинают составлять такого рода  задания. При этом они прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем.

Один из видов творческой деятельности, который можно использовать на уроках в школе – это сказки. Дети разыгрывают их по ролям и очень любят иллюстрировать сказки. Например, сказка “Утенок и цыпленок”.

The Duckling and the Chick.

Таким образом, необходимо применять на уроке приемы, создающие ситуацию успеха: упражнения игрового характера, разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, занятия изобразительной деятельностью, инсценирование сказок.

Применяя все эти приемы, учитель главной целью для себя определяет установить контакт с детьми, то есть научить учащихся чувствовать свободно и раскрепощенно на уроке, что способствует успешному общению учащихся на английском языке, а следовательно и достижению хороших результатов в учебной деятельности.

Главное назначение ситуации успеха на уроках английского языка – создание условий, которые способствуют устранению неуверенности учащихся, и напротив – формированию уверенности и желания достигнуть хороших результатов коммуникативной деятельности.

Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Поэтому создание ситуации успеха – важнейшее направление в работе любого учителя, которое позволяет повысить самооценку учащихся, развить их уверенность в себе, преодолеть неуспеваемость.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть  изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой - когда благополучный, и в общем-то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоям теста (1 двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

Ситуация неуспеха - это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Технологически создание ситуации неуспеха, по-видимому, складывается из тех же операций,

Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения

 Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение. В частности, подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает детей на правильное выполнение примеров, упражнений,написание диктантов. Например– "Я уверена, что все вы напишите правильно!". Подбадривание школьников, если что-то у них не получается или они  допускают ошибки. Поддерживание эмоциональный настроя урока. Интерес к учебному процессу формируется с помощью игровых ситуаций, ребусов, загадок, творческий заданий.

На основе всего этого можно прийти к выводу, что учителя стараются создать ситуацию успеха, но работать еще есть над чем.

Главное заключается в том, что даже если ему что-то и не удавалось, никто не считал его неудачником.

Сообразительные дети скоро понимают то, что важное в школе, отнюдь не совпадает с тем, что требуется в реальной жизни и приспосабливаются к такому раздвоенному существованию. Однако многие приспособиться не могут. По мере того, как наше общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, учащиеся чаще всего не могут успешно адаптироваться в наше бурное время. И  одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mmm (10.08.2016)
Просмотров: 176 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]